Магазини
якісного спорядження

No way for James May. Обзор Specialized Chisel 2018

No way for James May.

Джеймс Мэй ненавидит Нюрбургринг.

Легендарная 20-километровая «Северная петля» без малого три десятка лет служит испытательным полигоном для самых быстрых автомобилей в мире. В погоне за сотыми секунды инженеры наращивают мощность, повышают КПД трансмиссии, ожесточают настройки подвески и облегчают всё, что можно облегчить. На рекордном болиде может не быть шумоизоляции, задних сидений и кондиционера, а в иных случаях в кузов омологационного авто вваривают каркас безопасности и выпускают в таком виде в свет, где не принято спрашивать цену. Если тебя интересует цена, ты не можешь себе этого позволить. Тираж таких автомобилей успевает разлететься ещё до анонсирования цен. Ставки высоки. Если раньше автоспорт служил двигателем рекламы для автопроизводителей, то теперь маховик продаж раскручивает борьба за первенство в таблице рекордов Нордшляйфе. Это дешевле, чем содержать спортивную команду.

И всё бы хорошо, но ты пробовал хоть раз проехаться на таком авто по городу? Убийственно жёсткое шасси вытряхивает позвоночник в трусы. Из-за отсутствия кондиционера ты в прямом смысле слова обливаешься пóтом, а ведь на улице едва +13°. От иерихонской трубы спереди можно оглохнуть. От чудовищно жёсткого сцепления ноют мышцы, а супер-острое управление в плотном потоке становится изощрённым методом пытки. Это авто способно проглотить поворот на такой скорости, на какой малолитражка давно провалила бы лосиный тест. Но ты вынужден послушно соблюдать ПДД и сдерживать себя от намерения продавить тапку в пол, ведь задние колёса срываются в занос на третьей передаче! Не хочется даже думать о последствиях хулиганского поведения на дорогах общего пользования.

На самом деле, совсем не обязательно стремиться к вещам из категории самый-самый, чтобы почувствовать вкус жизни. Никто не заставляет жариться летом без кондишна в GT3 RS. Но обыденными вещами аудиторию не заинтересуешь. В них нет экстрим-фактора и они не цепляют. Поэтому «Капитан-улитка» вынужден тестировать самые быстрые, самые бескомпромиссные автомобили, вышедшие из ворот «Зелёного ада». И делает он это не на Нордшляйфе, а на таких же дорогах, по каким ездит каждый из нас.

И за это Джеймс Мэй ненавидит Нюрбургринг.

А я ненавижу кантрийники.

Трассы мирового чемпионата под регуляцией UCI без малого три десятка лет служат испытательным полигоном для самых быстрых велосипедов в мире. В погоне за сотыми секунды инженеры наращивают жёсткость, повышают КПД трансмиссии, оптимизируют настройки подвески и облегчают всё, что можно облегчить. На таком велосипеде не бывает «мяса», благодаря которому он обретает большую инерцию и проплуживает участки грунта, похожие на стиральную доску. Лёгкие кантрийники на них скачут, как попрыгунчик, встряхивая кости и сперму в яйцах. Мало совершать интервальные тренировки до привкуса крови во рту, чтобы гарантированно расчистить себе путь на финишную тумбу. Необходимо ещё до убою фигачить «базу» в качалке, чтобы на очередной россыпи булыжников внутренности не смикшировались в однородное жидкое месиво.

И всё бы хорошо, но ты пробовал хоть раз проехаться на таком велосипеде на прогулку? Убийственно жёсткая рама вытряхивает позвоночник в памперс. Острое управление не даёт расслабиться и катить, насвистывая под нос мелодию. Внимание должно быть сконцентрированным, а сфинктер сжат до f/16. Видимо, поэтому даже чемпионы с честно заработанным правом носить радужную ленту на воротнике джерси давно пересели на короткоходные подвесы. И тем не менее, хардтейлы всё никак не сдохнут. Не дождётесь.

Ты можешь спорить и несомненно будешь по-своему прав, но я считаю, что гоночный кантрийник не может быть единственным велосипедом в гараже. Нужно ещё что-то, на чём можно махнуть за город, кайфовать и не париться, что через пару часов активного вкручивания твоё тело попросит пощады.

За это я ненавижу гоночные хардтейлы из категории самый-самый. И в этом я не одинок.

Chisel Expert 2018.

Большая пятёрка передовых производителей начала искать решения, способные продлить век табуретки: это и разъёдинённая и затем совмещённая через втулку IsoSpeed пара треугольников, и уплощённые перья Save, и прочие ухищрения — несть им числа, призванные наделить хардтейлы тем, что они потеряли.

Комфорт. И чувство фана.

Пришёл Specialized Chisel. Новейшая модель, способная составить конкуренцию могучему Procaliber AL, вдохнуть новую жизнь в хардтейл и принести шоссейную революцию в мир МТБ. Долгие годы горный велосипед оказывал влияние на шоссейную среду — пожалуй, самых заскорузлых и консервативных велосипедистов в мире. И в итоге, наконец, дожал. Последний бастион пал, когда на гонке Париж-Рубэ появился первый шоссер с дисковыми тормозами. Отдельный привет Тому Боонену.

По какой-то удивительной случайности спасти хардтейлы двух непримиримых конкурентов от смерти вознамерились шоссейные модели. К одному применили технологию от эндуранс-шоссейника Domane, к другому пришла технология от бюджетной грозы Red Hook Criterium — Specialized Allez DSW.

В мире, где разработка химической композиции сплава и технологии пост-сварочной обработки уже почти ничего не решает, находится крайне мало пространства для революции. И, по-правде говоря, она не случилась. Скорее, нашлась лазейка, о которой никто раньше не думал. Chisel сваривается из специально формованных труб привычным методом, но ключ прогресса проявляется именно в подходе к формовке. Помните ажурные узлы (lugs) в стальных велосипедах? Технология D'Aluisio Smartweld — это те же самые узлы, только наоборот. Подавляющее большинство алюминиевых рам свариваются встык. Трубы на токарном станке подготавливаются таким образом, чтобы они подгонялись друг к другу идеально чётко, без малейших просветов, без малейших щелей. Когда процесс фрезерования (milling) завершён, в дело вступает сварщик и только от его мастерства зависит прослужит ли твоя рама до самого конца или треснет, переживя на пару дней официальный срок гарантии.

Извини, чувак. Гарантия исчерпана.

Сварной шов — самое слабое место в раме. Алюминий в дорогих моделях тонкостенный и далеко не каждый сварщик может качественно, равномерно и без перегрева положить шов между двумя кусками металлической фольги. Результат вы знаете. Хорошее падение или дроп, перманентная долбёжка от засохшего комками грунта или сада камней — в критических местах накапливаются напряжения, приводящие к появлению усталостных трещин и гарантийным обращениям к дилеру.

— Если вы не ездили на современном алюминиевом велосипеде, вы не знаете, на что способен этот материал.

Технический гуру Чак Тейшейра с Крисом Д'Алуизио во главе пришёл к интересному решению: трубы не обрезаются встык токарным резцом. Окончательную форму они получают раньше, на стадии гидроформовки. На каждой законцовке трубы появился загиб, который усиливает структурную жёсткость и увеличивает площадь сварного контакта, благодаря чему узел накапливает усталость существенно дольше. Теперь отдельную трубу не так просто сдавить и деформировать, как полый цилиндр. Возьмите пустую пивную банку и попробуйте сжать её с края — сделать это труднее, чем посредине. Усиление краёв перераспределяет колебания на среднюю секцию трубы, которая к тому же баттирована. Вертикальные колебания благодаря этому более равномерны и изолированы. Сварной шов ложится по большей площади и в результате имеем выигрыш в долговечности, прочности и получаем комфорт, какого не ожидаешь от металлической табуретки.

Особая формовка законцовок труб хотя и не является полноценными узлами, де-факто выполняет ровным счётом ту же функцию: соединяет трубы и одновременно изолирует зоны колебаний. В теории, создать монококковую конструкцию, которая обеспечивала бы сравнимый уровень комфорта можно, однако на практике этого никто так и не достиг ни в карбоне, ни в металле. Паянные или сваренные встык рамы всегда были жёстче узловых и по сей день не приблизились к мягкости хода рам с узловым соединенем. С данной технологией Specialized сделал шаг в правильном направлении.

Технология D'Aluisio Smartweld была опробована на шоссейном велосипеде Allez и оказалась настолько действенной, что её смело перенесли на лучший алюминиевый МТБ в линейке Specialized. Не прогадали. Увеличение площади сварного шва размывает человеческий фактор и снижает требования к мастерству сварщика. Если вы думаете, что этой работой в XXI веке занимаются роботы, спешу расстроить.

Вторым весомым фактором успеха Chisel является геометрия. Едва я уселся верхом — Chisel как знакомый, хорошо изученный велосипед подчинился моим действиям. Он поворачивает только тогда, когда я посылаю ему команду. Байк не навязывает своей воли. Никакого привыкания, никакого периода адаптации — Chisel ведёт себя именно так, как надо. Отрейливание определённо пошло на пользу: велосипед поворачивает быстро, но не лихорадочно, без истеричности. Сваливание колеса на низких скоростях умеренное и предсказуемое, а на скорости он держит прямую стабильнее гоночных XC-болидов прошлых лет.

В том нет сюрприза. Chisel миллиметр-в-миллиметр повторяет геометрию старшего хардтейла Epic, который рискнул на эксперимент с раскручиванием философско-геометрических гаек. В прошлом сезоне Epic HT преодолел психологическую отметку наклона рулевой в 69,8° и Chisel, сменивший на посту модель Crave, скопировал схему подчистую — настолько она оказалась удачной.

Основные параметры зафиксированы и не меняются в зависимости от ростовки: угол наклона рулевой, подседельной (74°), оффсет вилки (51 мм), трейл (82 мм) — всё это неизменно в мужских и женских версиях по всей размерной сетке. Они отличаются лишь покрытием крайних размеров. У женского Chisel есть размер XS, но отсутствует XL, а мужские начинаются с размера small и включают extra large. Помимо таких вещей, как контактные точки и раскраска, гендерных отличий у Chisel нет. Велосипеды соответствуют заявленным размерам, не большемерят. При росте 188 см и длине внутреннего шва ноги 93 см я отлично уселся верхом на XL, тогда как на L'ке было неудобно. Если кто-то собирается покупать велосипед через интернет, могу заверить, что Chisel is true to size.

Соломново решение: Chisel предлагает трансмиссии 1х или 2х на выбор. Тормоза у Comp и Expert одинаковые.

От старшего Epic HT помимо материала рамы Chisel отличается ещё и тем, что на алюминиевых рамах используется резьбовая каретка BSA, за что Specialized заслуживает овации. На Epic press fit. Весоманьяки будут рады узнать, что рама Chisel в размере M весит всего 1350 грамм, а велосипед в сборе с камерами и без педалей показывает на весах немногим больше 11 кг. Это впечатляюще низкий вес для стокового алюхардтейла. Характерные для Epic резиновые бамперы, которые защищают нижнюю трубу от контакта с короной вилки при падениях на Chisel отсутствуют. Многим эта маленькая деталь на Epic не нравится чисто из эстетических соображений, но это дело вкуса. Благодаря прилизанным сварным швам, Chisel издалека можно спутать с куда более дорогим Epic.

Chisel предлагается в версиях Comp ($1500) и Expert ($1850), каждая из которых имеет два варианта расцветки и дополнительно даёт выбор между двумя видами трансмиссии: 1x или 2x для тех, кто не готов отказаться от переднего переключателя. А ещё Chisel существует в виде фреймсета стоимостью $750, который открывает совершенно улётные декоративные опции, но в Украину, к сожалению, не поставляется. Одна из этих версий является глянцевым разноцветным псевдо-камо в стиле поп-арт (выглядит сногсшибательно), а другая покрашена специальным составом, который состаривается под продолжительным действием ультрафиолета, проявляя насыщенные, глубокие пятна.

Съёмная направляющая для вывода внутренней проводки. Каретка резьбовая, BSA 73 мм.

Рама заточена под стандарт Boost148, имеет внутреннюю проводку рубашек и гидролинии, а также внутреннюю проводку дроппера, хотя конкретно этот момент будет вызывать споры у потенциальных покупателей. Большинство предпочло бы, чтобы внутренний диаметр был 30,9 мм — тогда бы открылся поистине безграничный выбор телескопических штырей, но Спеш сделал ставку на комфорт. Выбор хороших, надёжных дропперов Ø27,2 мм, знаете ли, невелик. Внутренняя проводка организована культурно и позволяет не геморроиться со спицами, леской и неодимовыми магнитиками при необходимости замены. Домашние механики будут рады. Рубашки тросов выходят из нижней трубы и опоясывают кареточный узел из своеобразного портала на всю его ширину. Для того, чтобы упорядочить проводку, Specialized придумал специальную направляющую, которая прикручивается двумя шестигранниками в слот под кареточный узел и фиксирует всё так, чтобы ничего не торчало и не болталось.

Версия Comp оснащена в стоке вилкой RockShox Judy Solo Air с 30-мм ногами и тормозами Deore MT500. На версию Expert устанавливается RockShox Reba RL и такие же точно тормоза с роторами 160 мм сзади и 180 мм спереди. Ход аморта зависит от ростовки. Женский XS пробивается на 80 мм, мужской и женский S — на 90 мм, а все остальные упираются в дно на ста миллиметрах.

У колёс хороший запас прочности и они довольно жёсткие, что чувствуется даже на невысоком давлении. Схема спицовки в два креста даёт своё. На Chisel Comp оба колеса имеют 32 спицы. На Expert заднее также имеет 32 спицы, а у переднего их 24. В задней втулке используются промышленные подшипники. В 25-мм обод при желании можно воткнуть покрышки 2.4" (впрочем, вряд ли она раскроется так широко), благо у вилки Boost110 достаточно клиренса. Сзади помещается покрышка 2.6", однако меж перьями остаётся так мало места, что выходить за пределы 29x2.4" неразумно, потрёшь ЛКП. В стоке велосипед обут в кусючие Fast Trak с компаундом Gripton размером 2.3" спереди и 2.1" сзади.

Трейловая составляющая в геометрии и технология D'Aluisio Smartweld сделала настоящее чудо. На Chisel можно махнуть за город, кайфовать и не париться, что через пару часов активного вкручивания твоё тело попросит пощады. Он предсказуем на скорости и намного более стабилен на спусках, нежели кантрийные болиды прошлых лет. От тебя не требуется такой концентрации внимания, которая сводит фактор фана до нуля, замещая его чувством страха и вынуждая осаживаться на пронизанных корнями холмах. Больше не страшно. Корни, сады камней и «стиральные доски» хотя и вытряхивают позвоночник в памперс, уже не взбивают сперму в яйцах. На такой поверхности хардтейл конкуренцию подвесу составит едва ли, но вваливаясь в трясучий камнезём, ты не без удивления напоминаешь себе, что сидишь верхом на табуретке из алюминиевого сплава 6000 серии и скрепя сердце понимаешь, что слова Чака Тейшейры про современный алюминий — это не маркетинговый трёп.

Я бы только руль пошире поставил, чтобы сильнее «отрейлить» кантри.

В обзорах Pitch и Rockhopper уже много сказано про тенденцию отрейливания кантрийных байков и я повторюсь: можно только поблагодарить организаторов соревнований за их садистские наклонности. Технически требовательные маршруты сделали спорт более зрелищным и помогли простимулировать пересмотр подхода к разработке гоночного велосипеда. Теперь не обязательно держать в конюшне несколько. На Chisel в субботу можно участвовать в любительских стартах, а в воскресенье неспеша и с большим удовольствием катать куда глаза глядят, наслаждаясь удивительным уровнем комфорта и развязным управлением, которое прощает больше ошибок, чем ты того ждёшь от младшего брата одного из самых быстрых велосипедов в мире. Epic HT.

Гончие табуретки лишились экстрим-фактора. Чем стали лучше.

И уж если владельцу целой коллекции стальных итальянцев, фотография одного из которых находится напротив слова «комфорт» в словаре, приглянулся гоночный МТБ, то быть может и Джеймс Мэй, наконец, найдёт такой аппарат из разряда самых-самых, на котором и на Нордшляйфе, и за покупками в Aldi? Говорят, они существуют.

Make way for James May.

Если так пойдёт и дальше, я готов полюбить кросс-кантри.

Вы вошли как