Магазини
якісного спорядження

Включи мозг. Обзор Specialized Epic 2018.

Specialized Epic Comp 2018.

В 2003 году Specialized вывел на рынок уникальную идею. Почему бы не придумать автоматический локаут, который держал бы подвеску в заблокированном состоянии и распускал её только в ответ на толчки снизу?

Система Brain, представляющая из себя простой инерционный клапан, реагирует на рельеф поверхности и «знает», когда велосипедист давит на педали. Впервые она появилась на модели Epic и дожила до весьма почтенного возраста. Brain 15 лет кряду вносил вклад в большое количество спортивных побед, чем обеспечивал марку самой лучшей рекламой, какая только может быть. Верхом на Epic, оборудованном системой Brain, чех Ярослав Кулхави взял золотую медаль на Олимпийских играх в Лондоне в 2012 году.

Седло Phenom очень удобное.

Brain запатентован. Это проприетарная технология Specialized. Ввиду того, что развивается она без конкуренции усилиями одной компании, развитие идёт медленно. Все 15 лет Brain выпускался в первозданном виде и почти не обновлялся. А тем временем, прогресс в развитии двуподвеса не стоял на месте. Подвески VPP, DW Link, ABP и другие популярные штуки стали настолько эффективными, что начали активно вытеснять хардтейлы. Появились pedal-efficient байки в классе эндуро, которые 10 лет назад ездили только вниз.

Модернизация Brain назревала и была неизбежной. От новой системы ожидали лучшей чувствительности, большей гибкости, настраиваемости и дружественности для механиков. В новой версии все эти требования удовлетворены. Летом 2017 года Спеш выкатил Brain 2.0, созданный в соавторстве с RockShox, и форумные ветки мгновенно разрослись тредами про грядущий Epic FSR 2018 года.

...которого не будет.

FSR уступил место однорычажной схеме. Нижнего шарнира в заднем треугольнике больше нет.

Выглядит так, словно христианин убил в себе Бога: Specialized отказался от четырёхрычажной подвески Horst Link (FSR), а ведь она несколько десятков лет была почти синонимом марки. Epic 2018 — первый в истории Specialized велосипед с однорычажной системой.

Почему тогда Спеш дал резкий поворот в другом направлении?

Загибайте пальцы: экономия веса, упрощение конструкции, снижение количества трущихся деталей, ужесточение заднего треугольника (благодаря тому, что в нём больше нет шарниров близ оси) и вследствие всего этого повышение эффективности, контроля, скорости. Если есть хоть малейшее пространство для улучшения, его надо использовать: Epic 2018 отражает философию минимальной выгоды в её радикальном проявлении. Инженеры даже поломали голову над разработкой запрограммированных зон изгиба в заднем треугольнике для оптимизации работы подвески.

В то же время, Specialized спешит успокоить приверженцев тем, что бренд не собирается отказываться от подвески FSR в других моделях.

Младшая версия Epic основана на алюминиевой раме М5 с технологией D'Aluisio Smartweld, подробно описанной в нашем обзоре Chisel. Согласно принципу Rider First Engineered, толщина стенок и зоны баттинга в трубах подбираются таким образом, чтобы ощущения от езды соответствовали единому стандарту по всей размерной сетке. Благодаря этому, исключается ситуация, когда разработанная под увесистого ездока под метр девяносто, модель превращается в орудие пытки для низкорослого человека на велосипеде размера S и наоборот. Спеш отказался от женских моделей в пользу унисекса.

Epic Comp предлагается за $3750. В оснащение комплита входит вилка RockShox Reba RL, метрический амортизатор RockShox/Specialized Micro Brain с запорной системой Spike Valve и функцией Autosag, тормоза SRAM Level TL с роторами 180/160 мм спереди и сзади, а также готовые к бескамерному использованию колёса Roval Control 29 на алюминиевых хуклесс-ободах с внутренней шириной 22 мм.

В стоке велосипед не оснащён дроппером, но благодаря внутреннему диаметру подседельной трубы 30,9 мм, ты можешь выбрать любимый телескопический штырь. Проводка, естественно, внутренняя.

Рама разработана исключительно под трансмиссию 1х. Нижний шарнир подвески не позволяет разместить переключатель.

Поскольку нижний шарнир подвески не позволяет разместить передний переключатель, на велосипеде установлена безальтернативная трансмиссия 1x11 (SRAM GX). Можно прицепить любую звезду от 28 до 38Т. В стоке установлена тридцатка. Системе RaceFace Cinch, в отличие от аналога SRAM с его хитрой формой шлицов, фиолетово, как ты устанавливаешь звезду. Если ты любишь овальные звёзды и не чураешься экспериментов с отклонением от нулевой отметки, возможно всё.

В вилке достаточно места для установки толстой покрышки: борт 2.6" поместится так точно, а вот клиренс сзади жёстко ограничен. Ширина 2.4 дюйма — это игра на грани фола. Пространства для грязи не остаётся.

Менеджер бренда Брайан Гордон подчёркивает, что изменения в геометрии в новом Epic произошли не столько под влиянием моды на «ниже, длиннее, веселее», а скорее как итог консолидации двух схем, которые существовали параллельно в предыдущих итерациях модели. Речь о геометрии World Cup, которой в модельном ряду больше не будет. Она отличалась особой вертлявостью и любви не снискала. Так, рич рамы удлинили на 10 мм и соотвественно отняли 10 мм от длины выноса. Благодаря этому, положение руля относительно седла не изменилось, зато со ставшим острее углом наклона рулевой, удлинился параметр front-center и поверхностный трейл вилки, причём последний изменился весьма существенно: с 86 до 94 мм. Чтобы сваливание колеса на низких скоростях (в медленных и очень крутых поворотах) происходило более предсказуемо и контролированно, инженеры пришли к использованию уникального в индустрии оффсета вилки длиной всего 42 мм (речь, напомню, идёт о найнере).

Подобное решение можно встретить ещё у пары брендов: Transition и Whyte. Те, кто знает, как развивались первые найнеры, могут напомнить, что RockShox в те годы выпускал вилки с оффсетом 39 мм. Таким путём достигалась стабильность управления на рамах с углом наклона рулевой почти как у шоссейных велосипедов. Те времена давно прошли, оффсет вырос до 51 мм и взяв за основу рецепт, отработанный на трейловых байках, индустрия недавно перешагнула порог 70° для кросс-кантри. На новом Epic угол наклона рулевой составляет 69,5°. По сравнению с Epic прошлого года в исполнении World Cup, его перья укоротились на 5 мм, а по сравнению с моделью с обычной геометрией — на все 15, до 438,7 мм. Новый Epic управляется увереннее и стабильнее предшественника.

Brain 2.0 создан в соавторстве с RockShox. Ранее располагавшийся с внутренней стороны нижнего пера модуль переехал к заднему дропауту, ближе к оси.

За главную фичу Эпика отвечает гуру подвесок Майк «Мик» МакЭндрюс. Brain 2.0 — его рук дело. По его словам, первое издание Brain было тряским, поэтому при разработке новой версии усилия были приложены к попытке смягчить работу системы, а именно сделать течение масла в клапане свободнее, ускорить его работу и тем самым заставить амортизатор реагировать на короткие, быстрые и незначительные толчки.

Главное отличие от предшественника заключается в том, что МакЭндрюс отказался от внутреннего плавающего поршня (IFP, Internal Floating Piston) в пользу отдельного расширительного бачка.

ВПП — это поршень внутри амортизатора (в данном случае — клапана), который отделяет газовую камеру, находящуюся под высоким давлением, от масла. Его функция — обеспечивать нормальное течение жидкости и одновременно бороться с появлением пузырьков воздуха в системе (это явление называется кавитация). Минус плавающего поршня заключается в том, что камера находится под большим давлением (до 300 PSI) и поэтому должна быть надёжно изолирована. О-ринги, выполняющие эту функцию, постоянно трутся о стенки камеры, повышая температуру в механизме. При повышении температуры молекулы расширяются, из-за чего амортизатор начинает вязнуть и становиться тугим на страгивание. В итоге амортизатор не работает, как должно, залипает.

Решение с расширительным бачком избавляет от этой проблемы.

Аморт от RockShox имеет функцию Autosag. Накачай его до 300 PSI, сядь на велик и нажми специальную клавишу. Аморт сам подберёт нужное давление для 25% проседания.

Новая версия клапана, созданная в соавторстве с RockShox, оснащена регрессивной запорной системой Spike Valve с плоской кривой сжатия, которая ограничивает течение масла до определённой скорости. Под отверстиями, сквозь которые течёт масло, расположены прокладки. Когда ты наезжаешь на серьёзное препятствие, клапан срабатывает на слишком высокой скорости, чтобы масло естественным образом протекло через отверстия. Прокладки начинают растягиваться, создаётся своеобразный гидравлический затор и когда давление нарастает, запорная система открывается, высвобождая скопившуюся жидкость.

Для тебя это будет выражаться в том, что от тяжёлых ударов тебя не будет подбрасывать, словно попрыгунчик, как это случалось с Brain первого поколения. Регрессивность кривой у Spike Valve выливается в то, что амортизатор не наращивает сопротивление слишком резко в самом конце его хода. Как результат — плавнее движение на расколбасах и выше средняя скорость.

Инерционный клапан, ранее располагавшийся с внутренней стороны левого пера, переехал ближе к задней оси — вплотную к дропауту рамы. Такое позиционирование улучшает точность работы. Кроме того, коэффициент чувствительности клапана выставлен слегка выше 1 к 1, благодаря чему он чётче и чувствительнее реагирует на рельеф поверхности.

Подвод гидролинии к амортизатору перевернули задом наперёд. Теперь он заходит через ярмо.

Редизайну подвергся подвод гидролинии. Если раньше металлическая трубка, соединяющая рубашку и амортизатор, подводилась напрямую к штоку, то теперь рубашка заходит через ярмо, опоясывающее подседельную трубу, а трубка гидролинии переехала вплотную к клапану у заднего дропаута. На один сократилось количество изгибов трубки, что пусть совсем немного, но тоже помогает улучшить работу Brain.

Brain настраивается в диапазоне 4 кликов, однако чтобы сделать это, как и в случае с локаутом первого поколения, нужно остановиться и спешиться. Specialized всё ещё отказывается от выносной манетки на руль ради простоты кокпита, хотя многие были бы рады получить возможность регулировать чувствительность прямо на ходу.

Fast Trak 29x2.3" в исполнении Gripton. Оффсет у вилки короткий: 42 мм.

Новый Epic разрабатывался три года. В результате, Specialized провёл два больших обновления, у одного из которых аналогов нет по сей день. Epic стал послушнее, прилично похудел, научился реагировать на мелкий рельеф. Он выстреливает, словно пушечное ядро и пожирает подъёмы, как Лангольеры землю. Это очень и очень быстрый аппарат. Brain даёт райдеру сконцентрироваться на главном, освобождает мозг от необходимости держать в голове лишнее. И название своё получил абсолютно заслуженно.

Мнения о Brain полярны: одни его не переносят, другие без него не могут. Каковы бы ни были взгляды на пользу уникальной технологии от Specialized, не стоит забывать, что Epic — это прежде всего чистокровный гонщик и относиться к нему надо соответствующе.

Результат. Всё ради результата.

Вы вошли как