Магазини
якісного спорядження

Обзор линейки Specialized Levo

Велосипед с мотором.

Пожалуй, за двухсотлетнюю историю ни один велосипед не встречали с таким неприятием, причём в эпоху интернета борьба клавиатурных кентурионов выходит далеко за рамки виртуального мира. В странах с широко развитой системой рекреационных трейлов, в частности в США и Австралии, доступ на многие трейлы на электровелосипеде запрещён.

Тем не менее, лобби неуклонно растёт. Легенда Crankworx Сэм Пилгрим к сезону 2018 года прервал многолетний контракт с NS Bikes, чтобы пересесть на электровелосипед от компании, чьё портфолио состоит из одних pedal assist-байков. Нравится вам это или нет, они уже нашли свою нишу и готовы подтолкнуть индустрию к дальнейшему развитию. В данном обзоре представлены три модели Specialized: алюминиевые Levo Comp 29, Expert 6fattie (оба 2017 модельного года) и свежий карбоновый Expert 6fattie.

Геометрия.

Основа Levo не разрабатывалась с чистого листа. Инженеры взяли Stumpjumper и перекроили в нём всё, что было можно. Изменения отдаляют Levo от своего родителя на расстояние пропасти: нижние перья разрослись до 459 мм, а угол рулевой стал острее — 66,1° против 67°. Это удлинило колёсную базу, ослабило остроту реакции руля и улучшило развесовку. Трудно спорить, что с обыкновенными трейловыми мерилами к геометрии Levo не подойдёшь, и виной тому — массивыный блок мотора, который требует специальной платформы в раме. Из-за него нижний шарнир подвески вынесен далеко назад, поэтому в том, что касается управляемости, сравнение с традиционными МТБ не выигрышное. Тем не менее, не спешите с выводами. По меркам pedal assist Levo — один из самых малогабаритных и игривых велосипедов на рынке.

Fun is where it's all at, не так ли?

Specialized LEVO FSR ST COMP 29 NB 2017.

Считанные миллиметры разделяют внешние диаметры колёс 650b+ (Specialized называет их 6fattie) и 29". Райдеры нередко соглашаются в том, что большие колёса лучше подходят для людей высокого роста, однако в этом споре победителей нет. Levo 29 и 6fattie отличаются ходами подвески: 120/120 мм у найнера против 140/135 мм у плюсовой семёрки. Характеры и назначение у них разные. Угол наклона рулевой у найнера также отличается.

За комфорт отвечает вилка FOX 34 и амортизатор FLOAT — оба с ходом 120 мм и оба в исполнении Performance. Задний оснащён демпфером DPS с трёхпозиционной крутилкой, но без возможности тонкой настройки режима Open, которая доступна только в серии Factory. Аморт также научен делать Auto-Sag. Для этого необходимо накачать его до 300 PSI, сесть на велосипед и нажать специальную клавишу. Клапан автоматически стравит давление и выставит провисание на уровне 25%.

Будучи одной из "младших" моделей, Levo Comp оснащён аккумулятором ёмкостью 460 Вт·ч. Ёмкость у более дорогих моделей выше.

Хуклесс-обода Roval Traverse 29 обуты в бескамерки Purgatory с высокими трапецевидными грунтозацепами на центральной дорожке, способными быстро очищаться от налипания комков. Массивные боковые блоки месят грунт при преодолении преграды траверсом, а также при попытке выскочить из глубокой колеи. У покрышек хороший зацеп, поэтому если черти вас не заносят в полнейшее беспросветное болото, зубатый Butcher не понадобится. Компаундеры провели впечатляющую работу по подбору состава резины, с которым на скользкой поверхности можно не опасаться набрать в рот земли. Есть защита от проколов.

Levo Comp 29 оборудован 11-скоростной трансмиссией SRAM GX. На момент выхода модели уже была доступна трансмиссия SRAM EX1, разработанная специально для электробайков, но Specialized пошёл регрессивным путём. Причина такого выбора проста: у EX1 всего 8 скоростей и растянутые передаточные числа. А ещё кассета EX1 стоит ошеломительных денег, что в качестве расходника не выгодно аж ни разу. Привычной 11-скоростной кассеты с расчётом 10-42 должно хватить всем, однако, с учётом, что 48-зубой звезды, доступной на EX1 здесь нет, любители взбираться в 30%-подъёмы могут и поворчать. Это с лихвой компенсируется мощным мотором.

Чейнгайд над звездой не позволяет цепи соскочить на расколбасах, хотя даже без него сбросить цепь со звезды narrow-wide надо постараться.

Specialized LEVO FSR EXPERT 6FATTIE NB 2017.

6fattie слеплен из иного теста. Главное отличие от найнера уже упомянуто: это увеличенные хода подвески (135 мм сзади и 140 мм спереди), благодаря чему Levo Expert попадает в категорию trail/AM. Его трёхдюймовые шины способны проехать там, где обычные завязнут, зароются и встанут колом. Тяга феноменальная. Они превращают велосипед в бульдозер, который месит-квасит любой ландшафт и взбирается в крутые подъёмы с лёгкостью горного козла.

Expert 6fattie единственный из алюминиевых Levo укомплектован топовым аккумулятором ёмкостью 504 Вт·ч. Мотор Brose способен выдать немного больший крутящий момент, нежели моторы Bosch и Yamaha, однако интересно не это. Он по умолчанию настроен на высокую чувствительность и вилку каденса 75-90 об/мин. Мотор реагирует на малейшее отклонение от текущего каденса и весьма рьяно подстраивается под него. К этому быстро привыкаешь, но перед первой поездкой рекомендуем поиграться с установками, чтобы настроить чувствительность под свои нужды. Приложение Smart Control совместимо с системами iOS и Android.

В стоке идут тормоза SRAM Guide R с 200-мм роторами, аморт FOX FLOAT Factory DPS (уже со всеми необходимыми плюшками и возможностью настройки режима Open) и вилка RockShox Yari RC, заслужившая всеобщую любовь благодаря своей плавной работе, высокой торсионной жёсткости и бесконечной прорве настроек.

Specialized LEVO FSR MEN EXPERT CARBON 6FATTIE 2018.

Электробайки тяжёлые и любая экономия веса здесь на вес золота. Прибегнув к использованию углеродного волокна, инженеры добились снижения массы рамы на 500 г. Хотя во всей линейке применяется одна и та же выкладка карбоновой ткани, топовые модели S-Works легче серии Expert на 150 грамм за счёт использования карбона в заднем треугольнике. У модели Expert Carbon 6fattie зад алюминиевый. Суммарный вес модели в ростовке M заявлен на уровне 21,95 кг.

Такая диета побочно повлекла за собой небольшую экономию энергии, но чтобы убедиться в этом на практике, нужен секундомер.

В сезоне 2018 года претерпела изменений геометрия, что связано с увеличением хода переднего аморта. На 6fattie установлена 150-мм вилка RXF 36 от раллийных экспертов Öhlins и следовательно кареточный узел был... Нет, не опущен, а приподнят. На первый взгляд, это решение контр-интуитивно, однако тому есть простое объяснение: с этого года в стоке колёса обуты не в трёхдюймовые катки, а в более узкие шины Butcher 2,8", чей внешний диаметр слегка уступает шинам 3,0".

Источник силы.

Сердцем Levo является мотор мощностью 250 Вт с возможностью изменения настроек посредством подключения к смартфону по протоколу ANT+. Specialized пока что единственный, кто на сегодняшний день реализовал гибкую программу подбора настроек (Mission Control), которая была бы проста в использовании, интуитивно понятна и предлагала большие возможности кастомизации.

На теле съёмного аккумулятора расположилась качалка регулировки мощности и индикатор, 10 диодов которого показывают десятипроцентный шаг заряда. В качестве опции Specialized предлагает выносной пульт ДУ с кнопками под большой палец левой руки. На нём есть кнопки "плюс", "минус", отдельная клавиша Blitz для моментального перехода в режим максимальной мощности и режим Walk для тех случаев, когда на пути возник бурелом или банально хочется отдохнуть.

Немецкие инженеры из Brose обновили железо, поработав над оптимизацией рассеивания тепла. Нагреваясь, некоторые моторы показывали признаки нестабильности и в редких случаях могли выключаться. Теперь это исправлено. Со своей стороны, Specialized подготовил обновление ПО и в результате всех манипуляций мотор Turbo 1.3 получил 15% прирост мощности и стал эффективнее расходовать заряд аккумулятора. По словам инженеров, тестировавших обновленный мотор в швейцарских Альпах недалеко от штаб-квартиры Specialized, маршрут с километровым набором высоты проходится на 12 минут быстрее, что на 27% лучше результата, показанного мотором до модернизации.

Кроме того, мотор стал тише работать. Ослаб издаваемый им звук, похожий на ёканье гироскопической игрушки. Обновление софта позволяет мотору балансировать неравномерность каденса и чутко реагировать на усилия, прилагаемые к педалям. Даже на ломовых передачах при езде стоя мотор обеспечивает более чем достаточную поддержку.

За последние два года Specialized далеко продвинулся с изменениями в железе и ПО, которые нашли своё отражение в младших моделях. Обновленный мотор Turbo 1.3 получили все велосипеды 2018 года, а что касается электробайков прежних лет (созданных по 2017 год включительно), их тоже не обойдут стороной. Specialized продолжит выпускать обновления софта для снятых с производства Levo.

И хотя на сей день движуха вокруг е-велосипедов пока что вынуждена сдерживать сопротивление как в интернете, так и на трейлах, сумасшедший прогресс в технологическом развитии последних двух лет рано или поздно заставит рьяных ревнителей традиционного транспорта на педальной тяге пересмотреть свои взгяды и попробовать pedal assist на своей шкуре. Верхом на Specialized Levo им бы точно понравилось.

Вы вошли как