Магазини
якісного спорядження

Объёмный гайд по выбору лыж

Эта статья получилась случайно. На страницах нашего сайта уже есть две статьи на тему «как выбрать лыжи?». Вот они: одна, вторая. То, что должно было сначала представлять из себя простой тестовый опросник для дилеров, вылилось в объёмный гайд для новичков и любителей. Не спрашивайте, как это получилось. :)

Чем больше вы погружаетесь в дебри поиска, тем больше у вас вопросов, они нарастают, как снежный ком. Надеемся, что если вы дочитаете до конца, то получите если не полное, то хотя бы достаточное представление об экипировке, которая подходит лично вам. Приятного чтения!


Выбираем лыжи.

Выбор лыж — тема сложная. Многие лыжники ищут «свою» пару годами. Чтобы найти лыжи, которые станут продолжением вашего тела, нужно ответить на ряд вопросов — чем их будет больше, тем легче выбирать.

Если опытный лыжник может просто прийти в магазин с уже готовыми параметрами, к которым он пришёл исходя из своего опыта, то сложность выбора для новичка заключается в том, что начинающий не знает, с чем столкнётся. Он пока не знает своих возможностей и только постепенный прогресс в катании подскажет ему в каком направлении развиваться. Разумно в таких случаях не торопиться с покупкой и некоторое время покататься на прокатных лыжах, чтобы лучше узнать лыжи и себя.

Здесь мы и подходим к первому критерию выбора лыж. Он будет таким себе лирическим вступлением в данной статье.

Опыт.

Как долго вы катаетесь? Месяц? Год? Пять? Десять?

Это важный вопрос. Он играет определяющую роль в выборе. Кто-то учится быстро, кому-то нужно больше времени для наработки навыков. Важно учится ли человек кататься у персонального инструктора, посещает ли лыжную школу или быть может он самоучка. Всё это влияет на скорость и качество развития навыков.

В следующем постулате немало оговорок и исключений, но основная тенденция проста: опытные лыжники выбирают более жёсткие лыжи. Совсем не обязательно выбор опытного лыжника падает на самые жёсткие лыжи на рынке, но это определённо не будет мягкая всепрощающая пара. Как правило, набравшись опыта и перепробовав несколько пар, человек приходит к какому-то усреднённому варианту, который подходит персонально для него.

Гибкие лыжи прощают больше ошибок, но дают меньше контроля при катании «на грани». Это подходящий вариант для начинающих. Жёсткие лыжи обеспечивают больше контроля, но безжалостны к ошибкам, которых поначалу будет много. Если вы не уверены в себе, не гонитесь за спортивными моделями. Вы ещё успеете на них покататься.

Если спортивная слава всё же не даёт вам покоя, некоторые бренды предлагают лыжи любительского уровня, которые внешне подражают спортивным. Геометрия и радиус у таких лыж не позволит соревноваться в слаломе, но выглядят они похоже. Многим этого достаточно.

Особняком стоят лыжи спортивного цеха, но на них заострять внимание не будем. Это специфический инструмент. Характеристики этих лыж регламентируются правилами FIS, которые регулярно меняются (раз в два-три года). Если вы — ученик спортивной школы или спортсмен, эта статья про выбор лыж вам ни к чему. Для интереса можете посмотреть требования на 2019 год.

Фрирайд вдохновляет свободой.

Кривая опыта подсказывает, что больше всех уверены в своих силах те, кто катается уже не первый год и полагают, что всё узнали и всё умеют. Насколько они ошибаются обычно показывает один серьёзный инцидент, который при хорошем стечении обстоятельств заставит пересмотреть свои взгляды. Или не заставит. Обычно, лет через пять лыжник понимает, что простор для развития огромен, больше, чем он представлял. Не будьте самоуверенны, навыки улучшать можно бесконечно.

Стиль катания.

Где бы вам больше всего хотелось кататься и какой стиль по душе?

Горные лыжи подразделяются на любительские (all mountain), фрирайдовые (freeride), туристические (alpine skis/backcountry), карвинговые (carving), фристайловые (freestyle) и гоночные (SL, GS, SG, downhill).

Лыжи общего назначения (all mountain).

Любительские (all mountain) — самый распространённый вид горных лыж. Они универсальны, подходят для катания как по гладкому склону, так и в дикой местности. Такие лыжи подойдут новичкам и тем, кто хочет лыжи «для всего». Они хорошие, но уступают по характеристикам специализированным моделям в их естественной среде.

 

Типичная фрирайдовая модель. Для глубокого рыхлого снега.

Фрирайдовые (freeride) лыжи предназначены для катания на отдалённых от цивилизации склонах. Это своеобразный «внедорожник». Такие лыжи широкие (до 125 мм), они не утопают в глубоком снегу.

 

Лёгкие бэккантри-лыжи подойдут тем, кто не только ездит по спускам, но и поднимается вверх.

Лёгкие туристические лыжи (backcountry/alpine skis) позволяют не только спускаться со склонов, но и восходить на них. Не путайте их с беговыми лыжами для классического или конькового хода (nordic skis), которые используются в биатлоне.


 

Head Supershape — одни из самых знаменитых карвинговых лыж. Малый радиус и узкая талия позволяют им легко перекантовываться.

Карвинговые (carving) лыжи придуманы для слалома. Они имеют малый радиус и узкую талию (обычно меньше 85 мм), благодаря чему быстро входят в повороты и легко перекантовываются. Подходят для гладких подготовленных склонов.

 

Для катания в парке и хафпайпе.

Парковые или фристайловые (freestyle) лыжи сделаны для трюков. Часто бывают симметричной формы (имеют загнутую пяточную часть) для езды задом наперёд.

Гоночные лыжи (или как их называют, «спортцех») — это скоростная разновидность карвинговых лыж. Они длинные, у них узкая талия (от 60 мм), большой радиус (30-50 м) и чудовищная жёсткость. Используются профессиональными спортсменами в дисциплинах слалом, гигантский слалом, супер-гигант и скоростной спуск. Обеспечивают супер-скорость и выдвигают высокие требования к уровню атлета.

Ещё бывают лыжи для прыжков с трамплина. Их дизайн обусловлен необходимостью плавного приземления на склон: они длинные (252 см), тяжёлые, широкие, а ещё их крепления должны позволять отрывать пятку.

Условия катания.

Выбирайте подходящий для условий инвентарь. Для гладкого склона — одни лыжи, для внетрассового катания — другие. Учитывайте присутствие других людей на склоне, если собираетесь ехать быстро.

Скажем пару слов о безопасности.

Всегда и во всём побеждает здравый смысл. Если вы хотите кататься по ратраченному склону в компании с друзьями и иногда выбираться в отдалённые от цивилизации уголки, разумно взять универсальные лыжи. Если вы хотите прогрессировать в одном направлении, лучше выбрать специализированный инвентарь и использовать его по назначению.

Вообще-то говоря, никто не запрещает спускаться с общественного склона на спортивных лыжах, но подумайте о последствиях. Если на лыжах с 11-метровым радиусом вы пишете траекторию с упреждением в 10-15 метров, то спускаясь на спортивных лыжах, вы должны продумывать траекторию на 100 метров вперёд и даже больше. Как вы собираетесь уйти с траектории, если ниже вас кто-то упадёт и окажется у вас на пути? Если вам хочется хорошенько разогнаться разок-другой, поинтересуйтесь у работников парка в какое время посещаемость самая низкая и приходите, когда в нём мало посетителей.

Не стоит также пытаться карвить короткие дуги на спортивных лыжах, так как давить в лыжу в повороте придётся с утроенной силой. Ваши ноги будут страдать и колени тоже не скажут «спасибо».

В общем, придерживайтесь здравого смысла. Казалось бы, читать эти очевидные истины смешно, но это до тех пор, пока не встретишь идиота лично. Подобная встреча запоминается надолго.

Ростовка.

Определившись с условиями катания, можно перейти к подбору ростовки лыж. Какая ростовка подходит именно для вас?

Магической формулы, которая точно ответит на этот вопрос, не существует. Отталкиваться всегда нужно от вашего роста и веса, и уже дальше включать другие параметры. Например, тяжёлым высоким райдерам оптимальнее выбрать лыжи длиннее среднего, но также учесть стоит и такие факторы: тип лыж, опыт, местность, погоду и условия.

· Если вы начинающий, оптимальной отправной точкой будет лыжа на 20 см меньше вашего роста.
· Если у вас средний уровень, можно выбрать лыжу на 15 см меньше вашего роста.
· Опытным лыжникам в зависимости от назначения лыж, ваших желаний и целей, можно прибавить или отнять от роста 5-15 сантиметров.

Зачем прибавлять или отнимать?

Короткие лыжи подходят для карвингового катания. Уменьшение длины на 5-15 см от вашего роста позволяет лыже охотнее входить в дугу. Короткие лыжи манёвренные и предназначены для катания по гладкому пологому склону.

Длинные лыжи стабильнее. Они нужны для катания по крутым и длинным склонам (downhill), для большей скорости, для карвинга со средним и большим радиусом поворота, а также для катания в глубоком свежем и рыхлом снегу. Продвинутые лыжники и эксперты тяготеют к лыжам равным своему росту или чуть больше него. Новичкам на первом этапе разумнее выбрать лыжи покороче, поскольку они не провоцируют скоростного катания. Так безопаснее.


 

Выбор ростовки согласно этой инфографике подходит для большинства лыж, но есть исключения. Всегда отталкивайтесь от вашего опыта и целей.

Разберём тезисно.

Выбираем лыжи короче своего роста, если:

· Вы начинающий или малоопытный любитель.
· Вы весите меньше среднего для своего роста.
· Вы любите короткие и быстрые дуги.
· Вы не катаетесь быстро.
· Вы хотите лыжи без рокера, только с кэмбером.

Выбираем лыжи больше своего роста, если:

· Вы быстрый и агрессивный.
· Вы весите больше среднего при своём росте (есть лишний вес или большая мышечная масса).
· Вы планируете кататься в диких местах.
· Вы хотите лыжи с рокером.

Радиус лыжи.

В отличие от ровных беговых лыж, горные имеют форму, похожую на косточку: спереди и сзади лыжа шире, а посредине (если точнее, то чуть ближе к задней части) у неё узкое место, называемое «талией». Такая форма позволяет лыже цепляться кантом за склон в повороте и не соскальзывать вниз. Ширина талии определяет насколько быстро лыжа может перекантовываться, то есть перекладываться со стороны на сторону.

Ширина талии у спортивных моделей составляет 60-79 мм, у универсальных лыж 80-89, лыжи для фрирайда насчитывают от 90 до 120 мм и бывают даже шире, в зависимости от того, предназначены ли они для обледенелых склонов с жёстким залежавшимся снегом или для свежего глубокого и рыхлого снега («пухляка»).

Слалом/карвинг.

Радиусом лыжи называют радиус бокового выреза. Чем радиус меньше, тем лыжа манёвреннее. Чем он больше, тем лыжа стабильнее на скорости. В лыжах для гигантского слалома (GS) и супер-гиганта (SG) узкая талия комбинируется с большим вырезом (30-50 м). Они длинные (от 188 см для женщин и 193 для мужчин), это позволяет спортсмену быстро перекладываться со стороны на сторону и поддерживать ошеломительно высокую скорость. На трассах супер-гиганта спортсмены развивают скорость свыше 120 км/ч. В слаломе (SL) используются короткие лыжи (155 см для женщин, 165 см для мужчин).

В девяностые годы некоторые фрирайдовые лыжи имели радиус 50 и даже 60 метров, и длину хорошо так за два метра. Мода на них прошла. Иногда их делают ограниченным тиражом или по специальному заказу. Лыжи с таким вырезом остались разве что уделом спортцеха по правилам FIS, которые обязывают использование лыж для скоростного спуска (downhill) с радиусом не меньше 50 метров.

Лыжи для слалома (карвинга) имеют радиус в среднем 11-15 метров. Лыжи для быстрой и агрессивной езды имеют радиус от 17 до 24 метров. Все парковые лыжи (для трюков) имеют вырез 17-22 метра. Большинство фрирайдовых лыж имеют радиус больше 20 метров. Как правило, начинающие становятся на карвинговые модели, которые помогают хорошо прочувствовать лыжи, быстро прокачать базовые навыки и сделать это на безопасной скорости.

Давайте снова тезисно опишем сказанное выше.

Выбираем лыжи с маленьким радиусом от 11 до 15 метров, если:

· Вы новичок.
· Вы опытный райдер, который предпочитает спокойное и лёгкое маневрирование на склоне.
· Вы катаетесь по пологому ратраченному склону и не выезжаете за пределы подготовленной трассы.
· Вы хотите быстро прокачать технику поворота.
· Вы проводите время на склоне в компании друзей.

Выбираем лыжи со средним радиусом от 17 до 21 метра, если:

· Вы опытный райдер.
· Вы повышаете уровень, стремитесь прокачать технику.
· Вы хотите больше скорости.
· Вы делаете трюки в хафпайпе или на склоне с «фичами» (препятствиями в виде трамплинов, рейлов и прочими приколами).
· Вы выезжаете за пределы подготовленной трассы.
· Вы вообще никогда не катаетесь по трассе.

Выбираем лыжи с большим радиусом от 22 метров, если:

· Вы хотите стабильности на высокой скорости.
· Вы катаетесь в глубоком снегу по очень крутым склонам вне трасс (большинство фрирайдовых лыж имеют радиус больше 20 м).
· Вы эксперт, возможно бывший спортсмен, соревнующийся в категории «Мастерс».
· Вы спортсмен или ученик спортивной школы. Эта статья вам не нужна.

Ширина лыжи.

Когда речь заходит о ширине, чаще всего имеется в виду ширина талии. В характеристиках указываются три числа, например: 115/90/107 мм. Это означает, что носовая часть у лыжи будет 115 мм шириной, талия — 90 мм и задняя часть — 107 мм.

Важный параметр здесь — число посредине, которое указывает ширину талии. Ширина носовой и задней части ничем не регламентирована, каждый производитель применяет свои невероятные «ноу-хау», которые по их мнению позволяют добиться лучших результатов. Насколько это работает или же это чистой воды маркетинг — вопрос отдельный. Не только ширина носовой и задней части может отличаться у сравнимых линеек, но и форма. Последняя, например, может влиять на то, будет ли снег налипать на носок лыжи или нет.

Узкая талия для «причёсанных» склонов.

Модели с одинаковой шириной талии, но с разной шириной носовой и задней части будут управляться по-разному.

Узкая талия позволяет лыже быстро и легко перекантовываться, что обеспечивает хорошую маневренность, но и ограничивает использование на подготовленных трассах. Если заехать на таких лыжах в глубокий снег, она утонет.

Широкая талия позволяет лыже не утопать в глубоком снегу, она стабильнее держит траекторию, но и требует внимательности при прокладке траектории, поскольку не даёт такой хорошей маневренности.

Широкая талия фрирайдовых лыж позволяет им не утопать в рыхлом снегу.

Выбираем лыжи с узкой талией, если:

· Вы хотите хорошей маневренности.
· Вы катаетесь по гладкому склону.

Выбираем лыжи с широкой талией, если:

· Вы катаетесь вне трассы.
· Вы предпочитаете стабильность ведения дуги.

При выборе ширины талии также не стоит забывать о длине лыжи и радиусе, поскольку все эти параметры работают в комплексе и напрямую влияют на её характер.

Универсальные любительские лыжи (all mountain) обычно неплохо объединяют качества двух полюсов, на них можно кататься как на трассе, так и за её пределами, но в «родных» условиях специализированные лыжи будут лучше. Например, любительские лыжи в глубоком снегу сильнее погружаются по сравнению с лыжами для фрирайда и наоборот: лыжи для слалома будут быстрее и точнее любительских на хорошо «причёсанном» склоне. Если вы чувствуете, что уже переросли универсальные лыжи, можно попробовать специализированную экипировку.

Stian Hagen, норвежский профессиональный райдер.

Геометрия.

Положите лыжу на ровную поверхность и увидите форму её изгиба. Форма влияет на управление, контроль, всплываемость в снегу и другие параметры.

Вариантов геометрии множество. Самые популярные — это рокер и кэмбер, V-shape, в последнее время часто встречаются лыжи, которые комбинируют оба прогиба. Бывают плоские лыжи.

Rossignol Soul с профилем типа «рокер».

Рокер — это выгнутая U-образная лыжа.

Кэмбер — это вогнутая W-образная лыжа. У рокера средняя часть касается пола, а носовая и пяточная часть приподняты над поверхностью. Кэмбер наборот опирается на носовую и заднюю часть лыжи, а его средняя секция приподнята. Рокер и кэмбер являются полной противоположностью друг другу.

Лыжи с рокером легко входят в поворот. Приподнятая носовая и пяточная части означают, что в повороте лыжа опирается на короткий сегмент канта, при этом кант осуществляет большее удельное давление на поверхность, благодаря меньшей площади контакта. Приподнятый нос также позволяет лыже всплывать в глубоком пухляке. На лыжах с рокером здорово карвить между деревьев и снижается риск «поимки канта».

Когда вы поворачиваете на лыжах с кэмбером, вы давите ногой на приподнятую среднюю часть. Она загружается и кант сильнее врезается в снег. Выходя из поворота, вы ослабляете давление и лыжа «простреливает» вверх, возвращаясь к своей изначальной форме. Большинство фрирайдовых лыж имеют такой профиль. Он даёт больше стабильности и контроля. Кэмбер требует от райдера более точно инициировать поворот, но взамен предлагает отличную устойчивость.

В попытках создать идеальные лыжи производители соревнуются в хитростях комбинаторики. Одни из самых универсальных лыж на сегодняшний день имеют профиль рокер-кэмбер-рокер. Встречаются и другие комбинации.

При прочих равных, геометрия и конструкция лыжи — это два параметра, над которыми производители всё ещё могут творить своё волшебное вуду, оптимизируя контроль и скорость. Геометрия лыжи сильно зависит от инженерного «ноу хау», поэтому особые версии лыж с супер-мега-ультрапрогрессивной геометрией мы рассматривать не будем. Рассмотрим самые распространённые версии.

Выбираем лыжи с рокером, если:

· Вы хотите хорошей маневренности.
· Вам нужны широкие лыжи и вы хотите, чтобы они оставались маневренными.
· Вы не любите «ловить кант».
· Вы часто катаетесь по глубокому рыхлому снегу, «пухляку» и сугробам.

Выбираем лыжи с кэмбером, если:

· Вы хотите стабильности управления.
· Вы гонщик или опытный парковый райдер.
· Вы часто катаетесь по жёсткому уплотнённому снегу с коркой льда.

Выбираем лыжи с рокером и кэмбером, если:

· Вы хотите универсальные любительские лыжи (all mountain) «для всего».
· Вы хотите карвить, не теряя стабильности управления.
· Вам нужна способность лыжи всплывать на «пухляке».

Выбираем лыжи с рокером, кэмбером и рокером, если:

· Вы новичок.
· Вы хотите универсальные любительские лыжи (all mountain) «для всего».
· Вы любите игривость управления для паркового катания.
· Вы хотите, чтобы лыжа чётко вела дугу на плотном снегу и при этом всплывала в «пухляке».

Конструкция и жёсткость.

Лыжа состоит из множества слоёв из разных материалов, выложенных как бутерброд один на другой. Внутри находится деревянный сердечник, заключённый между двумя слоями. Нижний слой — это «скользяк», поверхность, на которую наносится мазь (или парафин), позволяющая лыже скользить на снегу.

Главное — это, конечно же, сердечник. Сердечники делаются из разных пород дерева. Дерево выкладывается вертикальными рейками, а их высота определяет характер лыжи и позволяет тонко программировать зоны упругой деформации. Зона под креплением ботинка толще носовой и пяточной части, чтобы лыжа не сломалась под весом райдера.

Как та или иная древесина влияет на характер лыжи, описывать не будем, это крайне сложная тема, достойная отдельного цикла статей. Скажем только, что бамбук, например, прочный, гибкий и лёгкий; бук и тополь более хлёсткие, чем бамбук, но не менее «живые»; сосна и ясень довольно жёсткие.

Сердечник покрывается слоями, улучшающими характеристики лыжи. Это может быть карбон, стекловолокно, титан, титанал (сплав титана и алюминия) и другие материалы. Они улучшают стабильность и повышают жёсткость, а также выполняют амортизирующую функцию. Кроме сравнительно твёрдых материалов используются ещё эластомеры.

В изготовлении лыж применяются в основном две конструкции — сэндвич и кэп. Сэндвич более дорогой, кэп встречается в лыжах начального уровня.

Сэндвич, как очевидно из названия, представляет из себя бутерброд с сердцевиной, верхними, нижними слоями и боковинами («сайдволлами») из ABS-пластика, которые защищают сердечник от механических повреждений и не дают древесине размокать.

Конструкция типа «кэп» накрывает сердечник сверху, словно крышка сковородки. Такую конструкцию легко определить по плавному переходу верхушки к боковинам. Она легче конструкции с приставными сайдволлами и это хорошо чувствуется во время прыжка, но минус такой конструкции в меньшей живучести и немного худшей торсионной жёсткости.

Сейчас часто встречаются лыжи с гибридной конструкцией, которая объединяет обе технологии.

Что это всё значит лично для вас? Лыжи должны стать продолжением вашего тела. Они должны чутко реагировать на ваши команды и помогать осуществлять задуманное. Если вы боретесь с лыжами, вполне очевидно, что эти лыжи не для вас. Либо они не соответствуют вашему весу, либо навыкам, либо всё вместе и одновременно.

Как говорилось когда-то в телевизионном рекламном ролике, хороший сервис — это незаметный сервис. Этот принцип можно перенести и на выбор экипировки. Вы должны чувствовать, что ваше катание естественное, лёгкое, непринуждёное. Вы не должны сражаться и бороться с лыжами, они не должны навязывать вам свою волю и должны чутко отвечать на ваши команды.

К сожалению, универсальных советов, которые помогут выбрать жёсткость лыжи именно для вас, не существует. Всё, что можно сказать с уверенностью, так это то, что лыжи для начинающих обычно мягче, податливее, они легко прощают нелепые ошибки и не заставляют лишний раз сердце уходить в пятки. Лыжи продвинутого уровня как правило жёстче, но уже требуют определённого внимания и уровня подготовки. Лыжи соревновательного уровня чрезвычайно жёсткие, требуют недюжинного опыта и хорошей физической подготовки, но как уже было неоднократно сказано выше, если вы — именно такой атлет, данная статья вам ни к чему.

Важно также сказать, что каждый производитель оценивает жёсткость по-своему, даже иногда даёт какие-то цифры. Но без отправной точки они не имеют смысла. То, что у бренда X будет «средним» вариантом для широкого спектра задач, то у бренда Y может оказаться чуть ли не экстремальным предложением для сорвиголов. Поэтому, беря во внимание предложения нескольких фирм, не ведитесь на цифры, лучше отправьтесь в магазин и потрогайте лыжи руками. Это даст больше понимания и поможет отбросить сомнения.

Что ещё?

В статье оставлены в стороне такие вещи, как скользяк и заточка канта.

Скользяк — это слэнговое название поверхности, которая покрывает низ лыжи и контактирует со снегом, обеспечивая скольжение. Скользяк делается из полиэтилена, бывает экструдированным (дешёвые модели) и спечённым (sintered, дорогие модели) и отличается плотностью от 1000 до 9000 единиц. Чем это число выше, тем он быстрее.

Маркетинговая уловка: в описании к лыжам производитель стремится указать, что скользяк спечённый (sintered), но если в описании ничего не сказано, 99% вероятности, что он экструдированный.

Скользяк изнашивается, поэтому он требует ухода и периодического обновления. Чтобы лыжи хорошо скользили, их нужно смазывать. Смазывают лыжи специальными мазями, восковым спреем или парафином в брикетах с помощью утюжка.

Периодичность ухода может требоваться через несколько спусков, недель или раз в сезон. Зависит это от задач, условий и характеристик лыжи (читайте инструкцию!). Бывают лыжи со скользяком, который держится долгое время и не требует ухода, хотя это не означает, что он невредимый и его нельзя испортить.

Характеристики скользяка могут отличаться, как отличается и его цена. Например, высокомолекулярный скользяк для спортивной экипировки лучше скользит, но и стоит негуманных денег.

Следите за заточкой кантов всегда, но особенно тщательно, если катаетесь по гладкому подготовленному склону или по снегу с ледяными проплешинами.

Что касается канта, то его, словно кухонный нож, нужно держать заточенным. От этого зависит ваша безопасность.

Кант обеспечивает способность лыжи к манёврам, торможению и устойчивости на склоне. Вы почувствуете, что канты затупились, если на прямой лыжи начнут рыскать и вы начнёте проскальзывать на дуге. Это сигнал к тому, что лыжи нужно отнести в мастерскую.

Канты по умолчанию имеют угол заточки 90­°. Обязательно проконсультируйтесь с продавцом насчёт целесообразности доводки более острого угла.

95% лыж в продаже имеют кант, заточенный под 90°. На таких лыжах можно кататься сразу после покупки. Разве что за исключением карвинговых, которые из-за маленького радиуса будут стремиться постоянно встать на кант. Их следует довести до -0,5°, а новичкам на стадии обучения рекомендуется снять 1° или 2°.

Остальные 5% — это лыжи спортивного назначения. Они продаются со специальной наклейкой, которая предупреждает, что на них не следует выходить на склон без дополнительной доводки. Кататься на спортивных лыжах с кантом, заточенным под 90°, опасно.

Важное замечание: если вы планируете отнести лыжи в мастерскую и вам необходим угол заточки отличный от 90°, сразу оговорите это с техником, поскольку многие автоматические станки точат лыжи под 90° и скорее всего к вашему приходу программа станка будет по умолчанию настроена на прямой угол.

Когда нужно точить кант?

Всегда.

Вообще, это зависит от поверхности и интенсивности катания. Если на пухляке бритвенно заточенный кант — это даже скорее минус, чем плюс, то на отполированных склонах для слалома, кант должен резать, как бритва бумагу. Это на 100% вопрос безопасности и он тем серьёзнее, чем выша ваша скорость.

Чем острее угол, тем быстрее он тупится.

Почему всё так сложно?

Потому что никто не знает наверняка, что нужно лично вам.

Если вы не райдер экспертного уровня, вероятно, что вы сами не очень хорошо представляете, чего хотите. Поэтому производители отталкиваются от «средней температуры по палате», собранной не инженерами и даже не профессиональными райдерами (амбассадорами), а маркетологами, которые отталкиваются от статистики продаж. В работу идёт тот вариант, который лучше продаётся.

В выборе лыж очень помогает прокат. Вы можете попробовать несколько вариантов, прежде чем определиться с тем, что вам по душе. Если вам чисто случайно понравилась какая-то модель, не поленитесь узнать её параметры, быть может это именно то, что вам нужно.

По иронии судьбы, мечтая о дорогой эксклюзивной модели, созданной для небожителей, человек не замечает идеально подходящего варианта прямо у себя под носом. И намного дешевле. Такое бывает.

Вот и всё. Статья получилась объёмная и мы надеемся, что она хоть немного поможет в вашем поиске. Беря во внимание сколько параметров нужно учесть, возможно, что она наоборот спутала ваши карты. Поэтому возьмите лыжи напрокат и уже когда вы обретёте очертания того, что подойдёт персонально вам, отправьтесь в сеть магазинов качественного снаряжения Экстрем Стайл и пообщайтесь с опытным консультантом, который подберёт вам то, что будет дарить радость и улыбки день за днём и мотивировать повышать свой уровень. В сети есть большой выбор снаряжения от брендов Atomic, Head, Line, Rossignol, Salomon, Vist и Völkl, так что вам будет из чего выбирать.

На последок желаем найти то, что вы ищете и получить мощный заряд мотивации проводить как можно больше времени на горнолыжных склонах. Вдохновляющих вам покатушек и заточенных кантов!

Вы вошли как